Президент Эстонии Арнольд Рюйтель высказался за расследование версии о секретных
перевозках российской военной техники на борту парома Estonia,
затонувшего в сентябре 1994 года.
"Гибель парома "Эстония является очень деликатной и требующей
тщательного изучения темой как для Эстонии, так и
для Швеции, а также ряда других государств и народов. Однако осторожность не
должна означать нежелание заниматься любой чувствительной темой", -
заявил Рюйтель в интервью эстонской газета Eesti Paevaleht.
Он отметил, что "в Швеции расследование вопроса о предполагаемой
перевозке военной электроники уже началось". "Эстонские официальные
власти могут активно сотрудничать с коллегами по ту сторону моря и внести
свой вклад в основательное проведение следствия", - добавил президент.
Рюйтель призвал не использовать трагические события
в политических целях. "У нас нет сегодня оснований напрямую увязывать
предполагаемую перевозку военной электроники с гибелью парома", - сказал
он.
В ночь на 28 сентября 1994 года паром Estonia
затонул по пути из Таллина в Стокгольм. Погибли 852
пассажира и члена экипажа, передает ИТАР-ТАСС.
Эстонско-финско-шведская межправительственная
комиссия по расследованию обстоятельств гибели парома пришла к выводу, что
причиной катастрофы стали конструкционные недостатки судна и повышенная
скорость движения в сильную штормовую погоду. В то же время в СМИ появлялось
множество других версий гибели парома, в том числе связанных с
предположениями о перевозке неких секретных грузов.
Правительство Швеции вскоре после трагедии вышло с инициативой накрыть паром
бетонным саркофагом, однако позднее отказалось от этой идеи. Район гибели был
объявлен местом захоронения, где запрещено проводить какие-либо работы.
В конце ноября таможня Швеции официально признала, что по соглашению со
спецслужбами вооруженных сил не проверяла в сентябре 1994 года грузовики с
военной российской техникой, вывезенной из Эстонии паромом Estonia. В Швеции в связи с этим правительство начало
расследование обстоятельств перевозки секретных грузов.
|