Тайна гибели "Эстонии"

Почему британская разведка мешает расследованию причин катастрофы?
Жертвами катастрофы парома "Эстония 1994 г. стали почти 900 человек. В настоящее время появились сенсационные указания на то, что на борту судна находился тайный груз - военное оборудование, похищенное в России британской разведкой.

При чем здесь Англия?

Вечером 27 сентября 1994 года паром "Эстония" покинул гавань эстонской столицы Таллина и взял курс на Стокгольм. На борту находилось 989 человек. Ночью штормовые волны сильно раскачивали судно. Потом раздался громкий хлопок - казалось, он донесся с левого борта. Вскоре после этого судно начало резко крениться. Через 45 минут - в 1:45 ночи - паром "Эстония" перевернулся и затонул в 20 милях к югу от побережья Финляндии. Гибель "Эстонии" стала одной из крупнейших морских катастроф ХХ века: число жертв составило 852 человека; спались лишь 137 из находившихся на борту. Поначалу шведское правительство обещало, что поднимет корабль и не пожалеет средств на установление причин его гибели. Однако затем власти изменили решение, ответив отказом на все просьбы убитых горем родственников погибших о подъеме "Эстонии", хотя паром затонул на небольшой глубине. В 1995 г. было заключено специальное соглашение, призванное предотвратить любое изучение остатков судна, находящихся в международных водах. Соглашение подписали Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Дания, Россия и, как ни странно, Британия, хотя последнюю балтийской страной никак не назовешь. В результате катастрофы погиб всего один британец, Джон Мэннинг; другому пассажиру-англичанину Полу Барни удалось спастись: в штормовых волнах он доплыл до перевернутого спасательного плота и держался за него, пока его не подобрали.
Следует отметить, что ни одно другое государство, кроме Великобритании, не относящееся к странам Балтийского моря, чьи пассажиры плыли на пароме, соглашение не подписывало. Почему же тогда катастрофа "Эстонии" окружена такой секретностью и с чем связано непосредственное участие Британии в ее обеспечении? В Скандинавии гибель парома вызвала огромный резонанс - одна Швеция потеряла 500 своих граждан - но в Британии и других странах она освещалась на удивление скупо. Подписание Лондоном соглашения вообще не вызывало ни у кого вопросов - до сегодняшнего дня.

Сенсация

Автором сегодняшней сенсации стал известный британский журналист и продюсер Стивен Дэвис. Один из информаторов (отставной сотрудник британской разведки MI-6, которого Дэвис знал уже много лет) предложил ему заняться ролью Британии в деле "Эстонии". Разведчик намекнул, что гибель парома отнюдь не была несчастным случаем и что у Британии и балтийских государств есть все основания опасаться исследования затонувшего судна. По его словам, с начала 90-х годов Эстония использовалась британской разведкой как перевалочный пункт - на ее территорию доставлялось добытое в России секретное военное оборудование и оттуда на паромах переправлялось на Запад. Благодаря либеральному режиму пограничного контроля и близости к российским военным базам эта страна была идеальным местом для подобных операций.
Несмотря на то, что Советский Союз распался, а "холодная война" закончилась, Запад продолжал внимательно следить за военным потенциалом России, в особенности развитием ракетных технологий. Одна из таких партий вывезенного контрабандой оборудования - речь идет об электронных системах управления ракетами - находилась на борту парома "Эстония момент катастрофы. В ее контрабандном вывозе из России была замешана MI-6.
Позднее нить расследования привела Стивена Дэвиса к американскому бизнесмену по имени Грег Бемис. Этот предприниматель, специализирующийся на рискованных капиталовложениях, в прошлом был кандидатом в депутаты конгресса от Республиканской партии. Помимо этого, он является экспертом в области подводных работ и подъема затонувших судов. "Эстонией" он заинтересовался в августе 2000 г. Родственники погибших попросили его провести расследование, и он вместе с командой водолазов исследовал затонувший корабль. Военно-морской флот Швеции чинил экспедиции всевозможные препоны: в результате Бемис был вынужден отправиться на место катастрофы из Германии, держащей в этом деле "нейтралитет", а не из Финляндии или Швеции, расположенных гораздо ближе. Из-за этого время на работы под водой пришлось сократить. Кроме того, шведы отправили в район поиска военные катера, кружившие вокруг его корабля, а офицеры береговой охраны даже поднялись на борт и потребовали предъявить им список команды.
Шведская прокуратура выписала ордер на арест Бемиса. После подписания соглашения подводные работы и исследование затонувшего парома являются по шведским законам правонарушением - виновным грозит срок до двух лет тюрьмы. Госдепартамент США предупредил Бемиса, что ему следует прекратить расследование, а если он появится на территории Швеции, его ждет арест, а возможно - и тюрьма. Однако водолазы Бемиса все же обследовали судно и обнаружили пробоину в носовой части. Они сняли затонувший паром на пленку и доставили на поверхность куски металла, вырезанного из корпуса недалеко от носового грузового люка. Эти фрагменты подверглись анализу в лабораториях США и Германии, в результате которого был сделан вывод о взрыве на корпусе судна. "Результаты анализа говорят об изменениях в структуре металла, аналогичных тем, что наблюдаются при воздействии взрыва", - говорится в одном из отчетов экспертов. Леннарт Хенрикссон, в прошлом возглавлявший стокгольмскую таможню, подтвердил версию о причастности к трагедии британской разведки MI-6 в интервью шведскому телевидению. По его словам, "Эстония" использовалась для переправки похищенного в России военного оборудования на Запад. Шведская таможня пропускала эти грузы по указанию "властей самого высокого уровня". Он лично был свидетелем поступления двух таких партий груза. Заявления Хенрикссона произвели в Швеции фурор и привели к началу нового расследования

Игры разведок

Так что же стало причиной катастрофы "Эстонии" и кто несет за нее ответственность? Многие кораблестроители категорически отказываются согласиться с выводами официального расследования. Специалисты немецкой компании Meyer Werft, которая строила "Эстонию", по результатам собственных изысканий говорят о возможном взрыве; лабораторные анализы материалов, добытых водолазами Бемиса, также выявили следы детонации. Наиболее вероятная картина произошедшего выглядит так: за контрабандной операцией стояла британская разведка, сотрудничавшая со шведами. При этом, вероятно, некто установил на пароме мину, пытаясь помешать "Эстонии" продолжить рейс, нанести ей повреждения и вынудить вернуться в порт приписки. Цель могла состоять в срыве данной конкретной поставки или всей контрабандной операции - а возможно, взрыв просто должен был послужить предостережением для западных разведслужб. Однако операция дала сбой: взрыв нанес более тяжелые повреждения, чем планировалось - возможно, из-за плачевного состояния запоров носового люка парома.
Очевидно одно: британское и шведское правительства тайно использовали пассажирские суда для контрабандной перевозки похищенного российского военного оборудования. Используя "Эстонию", западные разведслужбы шли на риск, по сути превращая ее пассажиров в подобие "живого щита". Из всех держав, подписавших соглашение о недопустимости подъема "Эстонии", Великобритания и Швеция имеют наибольшие основания стремиться к тому, чтобы правда о катастрофе никогда не выплыла наружу.

Евгений БЕЛОВ.

 

 

Hosted by uCoz