Почему британская
разведка мешает расследованию причин катастрофы?
Жертвами
катастрофы парома "Эстония"в 1994 г. стали почти 900
человек. В настоящее время появились сенсационные указания на то, что на
борту судна находился тайный груз - военное оборудование, похищенное в России
британской разведкой.
При чем здесь Англия?
Вечером 27 сентября
1994 года паром "Эстония" покинул гавань эстонской столицы Таллина и взял курс на Стокгольм. На борту находилось 989
человек. Ночью штормовые волны сильно раскачивали судно. Потом раздался
громкий хлопок - казалось, он донесся с левого борта. Вскоре после этого
судно начало резко крениться. Через 45 минут - в 1:45 ночи - паром
"Эстония" перевернулся и затонул в 20 милях к югу от
побережья Финляндии. Гибель "Эстонии" стала одной из крупнейших
морских катастроф ХХ века: число жертв составило 852 человека; спались лишь
137 из находившихся на борту. Поначалу шведское
правительство обещало, что поднимет корабль и не пожалеет средств на
установление причин его гибели. Однако затем власти изменили решение, ответив
отказом на все просьбы убитых горем родственников погибших о подъеме
"Эстонии", хотя паром затонул на небольшой глубине. В 1995 г. было заключено
специальное соглашение, призванное предотвратить любое изучение остатков
судна, находящихся в международных водах. Соглашение подписали Швеция,
Финляндия, Эстония, Латвия, Дания, Россия и, как ни странно, Британия, хотя последнюю балтийской страной никак не назовешь. В
результате катастрофы погиб всего один британец, Джон Мэннинг;
другому пассажиру-англичанину Полу Барни удалось
спастись: в штормовых волнах он доплыл до перевернутого спасательного плота и
держался за него, пока его не подобрали.
Следует отметить, что ни одно другое государство, кроме Великобритании, не
относящееся к странам Балтийского моря, чьи пассажиры плыли на пароме,
соглашение не подписывало. Почему же тогда катастрофа "Эстонии"
окружена такой секретностью и с чем связано непосредственное участие Британии
в ее обеспечении? В Скандинавии гибель парома вызвала огромный резонанс -
одна Швеция потеряла 500 своих граждан - но в Британии и других странах она
освещалась на удивление скупо. Подписание Лондоном соглашения вообще не
вызывало ни у кого вопросов - до сегодняшнего дня.
Сенсация
Автором сегодняшней
сенсации стал известный британский журналист и продюсер Стивен Дэвис. Один из
информаторов (отставной сотрудник британской разведки MI-6, которого Дэвис
знал уже много лет) предложил ему заняться ролью Британии в деле
"Эстонии". Разведчик намекнул, что гибель парома отнюдь не была
несчастным случаем и что у Британии и балтийских государств есть все
основания опасаться исследования затонувшего судна. По его словам, с начала
90-х годов Эстония использовалась британской разведкой как перевалочный пункт
- на ее территорию доставлялось добытое в России секретное военное
оборудование и оттуда на паромах переправлялось на Запад. Благодаря
либеральному режиму пограничного контроля и близости к российским военным
базам эта страна была идеальным местом для подобных операций.
Несмотря на то, что Советский Союз распался, а "холодная война"
закончилась, Запад продолжал внимательно следить за военным потенциалом
России, в особенности развитием ракетных технологий. Одна из таких партий
вывезенного контрабандой оборудования - речь идет об электронных системах
управления ракетами - находилась на борту парома "Эстония"в момент катастрофы. В ее контрабандном вывозе из
России была замешана MI-6.
Позднее нить расследования привела Стивена Дэвиса к американскому бизнесмену
по имени Грег Бемис. Этот
предприниматель, специализирующийся на рискованных капиталовложениях, в
прошлом был кандидатом в депутаты конгресса от Республиканской партии. Помимо
этого, он является экспертом в области подводных работ и подъема затонувших
судов. "Эстонией" он заинтересовался в августе 2000 г. Родственники
погибших попросили его провести расследование, и он вместе с командой
водолазов исследовал затонувший корабль. Военно-морской флот Швеции чинил
экспедиции всевозможные препоны: в результате Бемис
был вынужден отправиться на место катастрофы из Германии, держащей в этом
деле "нейтралитет", а не из Финляндии или Швеции, расположенных
гораздо ближе. Из-за этого время на работы под водой пришлось сократить.
Кроме того, шведы отправили в район поиска военные катера, кружившие вокруг
его корабля, а офицеры береговой охраны даже поднялись на борт и потребовали
предъявить им список команды.
Шведская прокуратура выписала ордер на арест Бемиса.
После подписания соглашения подводные работы и исследование затонувшего
парома являются по шведским законам правонарушением - виновным грозит срок до
двух лет тюрьмы. Госдепартамент США предупредил Бемиса,
что ему следует прекратить расследование, а если он появится на территории
Швеции, его ждет арест, а возможно - и тюрьма. Однако водолазы Бемиса все же обследовали судно и обнаружили пробоину в
носовой части. Они сняли затонувший паром на пленку и доставили на
поверхность куски металла, вырезанного из корпуса недалеко от носового
грузового люка. Эти фрагменты подверглись анализу в лабораториях США и
Германии, в результате которого был сделан вывод о взрыве на корпусе судна.
"Результаты анализа говорят об изменениях в структуре металла,
аналогичных тем, что наблюдаются при воздействии взрыва", - говорится в
одном из отчетов экспертов. Леннарт Хенрикссон, в прошлом возглавлявший
стокгольмскую таможню, подтвердил версию о причастности к трагедии британской
разведки MI-6 в интервью шведскому телевидению. По его словам, "Эстония"
использовалась для переправки похищенного в России
военного оборудования на Запад. Шведская таможня пропускала эти грузы по
указанию "властей самого высокого уровня". Он лично был свидетелем
поступления двух таких партий груза. Заявления Хенрикссона
произвели в Швеции фурор и привели к началу нового расследования
Игры разведок
Так что же стало
причиной катастрофы "Эстонии" и кто несет за нее ответственность?
Многие кораблестроители категорически отказываются согласиться с выводами
официального расследования. Специалисты немецкой компании Meyer
Werft, которая строила "Эстонию", по
результатам собственных изысканий говорят о возможном взрыве; лабораторные
анализы материалов, добытых водолазами Бемиса,
также выявили следы детонации. Наиболее вероятная картина произошедшего
выглядит так: за контрабандной операцией стояла британская разведка,
сотрудничавшая со шведами. При этом, вероятно, некто установил на пароме
мину, пытаясь помешать "Эстонии" продолжить рейс, нанести ей
повреждения и вынудить вернуться в порт приписки. Цель могла состоять в срыве
данной конкретной поставки или всей контрабандной операции - а возможно,
взрыв просто должен был послужить предостережением для западных разведслужб.
Однако операция дала сбой: взрыв нанес более тяжелые повреждения, чем
планировалось - возможно, из-за плачевного состояния запоров носового люка
парома.
Очевидно одно: британское и шведское правительства тайно использовали
пассажирские суда для контрабандной перевозки похищенного российского
военного оборудования. Используя "Эстонию", западные разведслужбы
шли на риск, по сути превращая ее пассажиров в
подобие "живого щита". Из всех держав, подписавших соглашение о
недопустимости подъема "Эстонии", Великобритания и Швеция имеют
наибольшие основания стремиться к тому, чтобы правда о катастрофе никогда не
выплыла наружу.
|